• Замок. Франц Кафка

    Свой отзыв хочется начать с первого впечатления от прочитанной мною книги. Опуская вступление, в котором я бы рассказала об авторе и истории создания, хочу перейти к самой книге.
    Обращаясь к сюжету и пытаясь в него вникнуть, можно запутаться и вовсе отложить написанный Кафкой роман.
    Поздно вечером некий господин К. прибывает в Деревню. Позже шли теории, что Кафка под господином К. имеет ввиду себя. Но сейчас не об этом. "Деревня тонула в глубоком снегу. Замковой горы не было видно. Туман и тьма закрывали её, и огромный Замок не давал о себе знать...." С самого начала автор даёт нам некое представление о (существующем ли?) Замке: отчужденный, недоступный, закрытый. В течении всего повествования главный герой - землемер, господин К. пытается найти путь к этому самому месту. На пути к цели К. встречает некоторых людей: Варнава, староста, хозяйка, Фрида, господин Кламм и прочих. Всё эти люди имеют какое-либо представление/отношение к Замку, но! встаёт первая проблема поднятая автором.
    "Человек отвергнутый обществом" В Деревне поголовно все - относятся к прибывшему гостю с неким пренебрежением. Никто не воспринимает К. всерьез. Никто не считает его достойным находиться в этом обществе. Цитируя хозяйку: - "А что такое вы. Вы ничто. Но к несчастью вы все же кто-то, вы чужой, вы всюду лишний, всюду мешаете..." Сам же Замок отправляет К. письмо, в котором открыто смеётся над ним, его ненужностью и ничтожностью в этом месте. Содержание письма: предложения работы, но под полным и постоянным контролем. Все вокруг не ставят главного героя ни во что. Эта проблема в любое время найдёт отклик и будет актуальна. Не всех людей общество принимает. Но многих оно считает лишними. Не достойными.
    Второй вопрос романа - сам Замок. В течении всего произведения читатель как и главный герой - не подпускается к Замку, его системе и механизму, оставляя крутящийся на языке вопрос: - "Что есть Замок?" Механизм, именуемый замком, в этом произведении имеет метафорическую сущность. Замок - абсурдный мир. Место, где отсутствует логика. В представлении каждого человека Замок вызывает различные представления. Даже по окончании произведения Замок остаётся не раскрытым местом. "Бессодержательная трансцендентность."

    Пункт третий - оборванная рукопись. Произведение с самого начала было лишено традиционной сюжетной линии. Было вступление, но после её последовало ни кульминации, ни развязки. Кафка вводит нас в свой мир, из которого нет выхода. Так как у романа нет конца. Повествование обрывается в своём бесконечном течении, оставляя читателя с чувством незавершенности. Автор не планировал дописывать книгу, наказав своему другу после его смерти - сжечь все работы. Но как мы можем убедиться тот того не сделал. Произведение вызывает бесконечное количество вопросов своим финалом и не позволяет выйти из своей "параболичности, притчевости, символической многозадачности."

    Это не всё, что я бы хотела сказать об этом произведении, но все, что мне удалось написать. Невозможно трактовать Кафку неправильно: - "Образ художественной реальности, Созданный Кафкой, обладает магической функцией волшебного кристалла, который сам по себе никаким миром не является, но потенциально содержит в себе все миры, - при взгляде сквозь этот кристалл мы различает свой мир..."
    Ограничиться одним прочтением книги, для того, чтобы найти смысл очень тяжело. При возвращении к повествованию, второй раз, третий, картина будет меняться и всплывать новые представления. Каждое новое прочтение "Замка" - это новый рисунок пути, которым бредит в лабиринте романа читательское сознание.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ЗЦДЮТ "Зеркальный"

Уильям Шекспир. "Король Лир"

Ставок больше нет. Жан Поль Сартр