• Ф. М. Достоевский
    Белые ночи
    – Тип? тип – это оригинал, это такой смешной человек! – отвечал я, сам расхохотавшись вслед за ее детским смехом. – Это такой характер. Слушайте: знаете вы, что такое мечтатель?

    Потухший взгляд, облинявшие полы и стены, постаревшая комната. Дом, стоящий напротив, тоже, увы, одряхлел и потускнел. Паутины развелось ещё больше. Последняя надежда была навсегда разбита. Вот она – судьба нашего наивного глупца, главного героя. Можно ли сказать, что мы знакомы с рассказчиком? Или же нам известна лишь выдуманная версия, давно похоронившая своё будущее в мире иллюзий...

    — Мечтатель? позвольте, да как не знать? я сама мечтатель! – прибавила девушка.

    Вот она – кульминация произведения. Первый совместный вечер молодого чиновника с Настенькой. Главный герой несказанно открыт. Как и бесконечно открыта ему девушка. Оба нашли в друг друге всё, в чем нуждались.
    Белые ночи, ночи с ней - наконец наступивший, но, увы, мимолетный просвет в жизни рассказчика. Всё начинается с позднего десятого часа и каменной набережной летнего Петербурга. Где, вновь, застрявший в своих раздумьях, бессмысленно блуждает главный герой. Прогулка закончилась, как и всегда – возвращением домой, если бы не одинокая плачущая девушка…

    Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода.

    Заканчиваются же «белые ночи» в том же десятом часу. На той же каменной набережной. Настенька – простая девушка, только что подарившая главному герою признание с надеждами на будущее, без задней мысли разбивает их с приходом её бывшего кавалера.

    Настенька, — сказал я вполголоса, — кто это, Настенька?
    — Это он! — отвечала она шепотом, еще ближе, еще трепетнее прижимаясь ко мне... Я едва устоял на ногах.
    «Я долго стоял и глядел им вслед... Наконец оба они исчезли из глаз моих» Наступает утро. Всё возвращается на свои места. Каждому мечтателю своё место. Главный герой получает письмо от девушки с извинениями. И рассказ о предстоящей свадьбе.
    Финальная реплика главного героя даёт повод для размышлений. «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» Что же хочет донести до нас автор? Всю иронию происходящего? Ответа не останется, как и имени когда-то жившего, молодого чиновника.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ЗЦДЮТ "Зеркальный"

Уильям Шекспир. "Король Лир"

Ставок больше нет. Жан Поль Сартр